Есть граждане, которые из года в год, на протяжении нескольких лет ездят отдыхать в одно и тоже место. Ездят не потому, что у них там квартирка или вилла какая есть, а по причине привычности места. И путешествием то это не назовёшь. Не странствие это ради познания нового, а немудрёный даже будничный вояж к знакомым местам. Если посмотреть на это немного с другой стороны, то можно подумать, что место это должно быть замечательное, раз побуждает оно такое постоянство и привязанность. Заполняя порой опросные листы в ожидании выписки из гостиниц, не вникая в суть ответа, я судил своими оценками все службы. Только один вопрос всегда заставлял меня задуматься: «Хотели бы Вы приехать к нам ещё раз?». И это самый существенный вопрос. Если человек отвечает на этот вопрос отрицательно, можно больше у него ничего не спрашивать и увольнять управляющего. Если положительно, то скорее всего всё подлинно О’K. Если человек, в самом деле приезжает ещё раз, то это бесспорный зачёт всей команде. Я так думал раньше.
«Поехали с нами в Финляндию, мы едем уже девятый раз», — сказала наша турагент Тоня. Тоня всегда очень убедительна, поэтому свои пожелания надо предъявлять ей с самого начала в виде претензии. Тоня нас отправляет вот уже года четыре. Очень важно чтобы мы друг друга поняли до поездки.
Интересные эти люди – турагенты. Есть крупные туристические фирмы, у которых выкуплены места в отелях, оплачены авиарейсы и основу успеха составляет правильный выбор и организация направления выездного туризма и наличие сети турагентов. А у турагентов есть клиенты. Основу и опору турагентов составляют знакомые и родственники. Внимательным и расторопным турагентам удаётся устанавливать эмоциональную связь с клиентами и тогда они становятся доверителями, если не удаётся то, клиенты становятся жертвами. У меня уже было несколько турагентов. Помню, была Люда. Она меня сразила в удаляющемся 2000 году тем, как хорошо она поняла меня и быстро предложила именно то, о чём я думал, словно прочитала настроение. Ещё два или три раза Люда показывала чудеса понимания, а потом скисла, потеряла воодушевление и способность ассоциировать наши идеи с обширными возможностями туристического рынка.
Потом появилась Тоня. Тоня была самым энергичным деятелем туристического бизнеса, которого я когда-либо встречал. Тоня – замечательный турагент, но ей нельзя доверяться. Нужно до последнего сомневаться и выказывать эти сомнения самым активным образом. Как только Вы покажете, или, правильнее сказать, как только Тоне покажется, что она достаточно Вас поняла, и Вы удовлетворены её предложением, она выжмет свой внутренний акселератор убеждения на полную мощь и раздавит остатки Ваших собственных пожеланий своими неоспоримыми соображениями. После этого, Вам останется только стыдить себя за неуместную тактичность и уповать на бойкие Тонины аргументы. Я пишу об этом не потому, что являюсь привередливым путешественником. Если бы я странствовал один, то совсем не пользовался бы услугами Тони. Зачем? Летом я бы полетел куда-нибудь в Грецию, взял бы мотоцикл на прокат и кочевал бы вдоль побережья, останавливаясь в недорогих домашних отелях. Или отправился бы вместе с National Geographic по Великому Шёлковому пути, где надо по пять часов в день идти пешком. Зимой поехал бы с друзьями в Бад Хофгаштайн. Размечтался..
Когда же едешь отдыхать с семьёй, с детьми, то важны многие нюансы поездки: тип самолёта, продолжительность трансфера, наличие удобных нам семейных номеров, размер зонтиков на пляже, чтобы была тень для детей, рестораны и прочие мелочи, из которых в результате складывается весь отдых. Вообще очень важно, чтобы Вы чётко объяснили все эти моменты турагенту до стадии понимания их важности для вас, а турагент был достаточно осведомлён и откровенен о реальном положении дел. Да, вот тут можно понять людей, которые ездят из года в год в одно и тоже место. От добра добра не ищут. Понравилось один раз, всё устроило и давай туда, как на дачу, каждый год летать.
Если мы выезжали зимой раньше, то это было море. Я не катался на лыжах. Не хотел, противился этой моде из последних сил. Мне даже нравилось отвечать на жеманный вопрос случайных деловых партнёров: «А вы что, ещё не вставали?».- «Нет. Не вставал». И всё же в прошлом году, я попробовал встать. После двух часов тренировок поехал. Понравилось. В первый раз в жизни хотелось, чтобы зима продолжалась дольше. Морозный воздух, снег, скорость, ты контролируешь всё, объезжая сноубордическую падаль, завалившую склон. Страха нет. Всё в твоих силах. Проблемы и навязчивые невыполненные задачи не успевают за тобой, оставаясь где-то на самом верху.
И вот новая зима. Рано выпал снег, подаривший нам возможность разогреться на склонах уже в декабре. Возможно, что я поехал бы в Австрию, но Тоня уговорила меня колесить в Финляндию. Я сам виноват, надо было вникнуть, но Тоня была очень правдоподобна, и я выбрал Финляндию. Мне понравилось, что можно снять большой номер с камином, сауной, кухней и прочими удобными приятностями. Можно поехать на поезде с писательским названием «Лев Толстой», дорога занимает всего ночь, и железнодорожная поездка станет хорошим развлечением для детей. И «каталка» вроде там замечательная, очередей нет, финны очень приветливы. Ещё рядом есть аквапарк, способный прихорошить то время, когда не катаешься. Образцовая картина отдыха, написанная деловой перфекционисткой Тоней.
Путешествие в поезде «Лев Толстой» действительно было приятным и не разочаровало. Первое натяжение нервов произошло на станции прибытия – Коувола. Нам предстояло пересесть на местный поезд. Норматив – 5 минут. То есть интервал времени между прибытием «Льва Толстого» и отправлением местной электрички – 5 минут. Это совсем немного, если у вас несколько тяжёлых чемоданов и маленькие дети, и выходите вы из 16-го вагона, а места в местном поезде в 1-м вагоне. Можно конечно запрыгнуть в пятый или шестой вагон и стремительно раскаяться в этом поступке, ведь катить чемоданы по перрону с детьми на руках проще, чем прорываться через узкий проход вагона, заставленный чужим багажом. В местном поезде мы ехали больше трёх часов, и это было сверх ожидания, потому что в программе не было написано, а Тоня сказала, что путь из Коуволы в Куопио – не проблема. Конечно не проблема, так и надо к этому относиться, если уж ты встал на этот путь.
Приехали в отель мы приблизительно в час дня. Заселение с четырёх. «Это не проблема, никто дольше 15 минут не ждёт», — говорила мне в Москве Тоня. Молодая финка на стойке в Тахко, не снимая дежурной улыбки с равнодушного лица, повторяла заклинание: «Заселение в 4, номера убирают, раньше нельзя». Ну, пошли в ресторан. С виду приличное место. Заказали. Ждём. Нас шестеро. Приносят три основных блюда. Думаю, ну следом ещё три принесут. Ждём. Приносят через час. Ни через пять минут, ни через десять, а через час. Официантка и повар искренне не понимали, почему мы их так пришпориваем. Торопиться ведь и вправду не было нужды. Ключи от номера нам дали около четырёх. Ну, теперь я знаю, кто в аду работает уборщиками. Финны. Что они делали в номере с 12 до 16 часов, я не знаю. В номере было грязно, а на столе лежали листовка, где предлагалось заказать дополнительную уборку стоимостью 50 евро за два часа. Номер был реально большим и удобным, что помогло нам забыть путевую бестолковщину и почувствовать атмосферу отдыха.
Нам повезло с погодой. Зима в Тахко пришла рано, навалила снега, но в конце декабря устала и решила отдохнуть. Стало тепло, пошёл дождь, который беспощадно размывал уже подготовленные для катания склоны. Дня за два до нашего приезда зима вернулась в Тахко и встретила нас пятнадцатиградусным морозом. Снега зима не дала, на склонах работали снежные пушки, которые местами укрыли лысые склоны белым матрасом. Но на самых крутых участках самодельный снег не задерживался, и образовались огромные ледяные блюдца, которые не позволяли кантам врезаться, тем самым, добавляя остроты катанию, которое позволило воспрянуть духом, наполнило сознание радостью, вытеснив неприятные суетливые помыслы.
Стоит покритиковать финнов и за отношение к прокату горнолыжного оборудования. Они это делают так, словно дают тапочки для входа в музей. Новичку дают ботинки не объясняя, что это не валенки, и они, горнолыжные ботинки, должны сидеть плотно. Лыжи могут дать выше тебя ростом, сославшись на то, что нужной ростовки нет. Немудрено, что уже в этом сезоне несколько человек ломали ноги на склонах.
Удобно, когда в номере есть полноценная кухня и столовая. Рядом есть и продуктовый магазин. Плохо то, что в этом магазине, в стране – родине фирмы Валио нет сливочного масла, а только маргарин. Много чего ещё нет. Вина не купишь ни в магазине, ни в ресторане. Такой закон. За вином надо тащиться в специальное место в Куопио. Везде доступно пиво, которое в сочетании с преобладающими в ассортименте ненатуральными продуктами делает финном пухлыми и красными.
Ну и, наконец, о самом важном и подавляющем диссонансе – о ценах. В Финляндии — дорого. На мой взгляд, эта дороговизна не оправданна абсолютно ни чем. Это не Швейцария, не Франция и даже не Норвегия. Общий бюджет этой поездки вполне позволил бы отлично провести отдых в признанно лучшей Австрии. Рестораны дорогие. Мы поддались уговорам отправиться на «ужин викингов». Стоило это удовольствие больше чем 50 евро на человека. Напитки оплачивались отдельно. Я рассчитывал, что за такие деньги будет интересная программа. Её не было, если не считать того, что нам на головы надели вонючие рога. В другом ресторане, а вернее в обычном предгорном кафе, я заплатил 160 евро на однин большой копчёный лосось. Не помог даже московский иммунитет на частое несоответствие цен качеству. Не помог. Надо быть тормознутым финном, засосавшим пару литров местного «жидкого хлеба», чтобы воспринимать эти расценки адекватно.
Обратно мы добирались почти сутки. Ровно в двенадцать подали автобус до местной станции, ведь в двенадцать часов необходимо было освободить номер, чтобы дать возможность «адским уборщикам» приступить к неторопливому и некачественному клинингу. Нас привезли на местную станцию, где больше часа мы ждали местный поезд под сильным снегопадом, потому что крошечная комната ожидания не вместила всех желающих. Потом мы ехали больше трёх часов на электричке, так и не успев просушить верхнюю одежду. Ещё четыре часа мы провели в ожидании «Льва Толстого» на засранном вокзале в Куоволе, потому что обещанные Тоней в качестве развлечения и времяпровождения магазины в городе были закрыты в 18-00. Зато я нашёл хороший супермаркет и магазин Алко, где купил всё для приятного ужина в купе поезда «Лев Толстой».
Не хотелось бы выступать здесь в качестве недовольного и ворчащего брюзги. Так уж получилось. Всё же отдохнули и получили больше положительных эмоций, чем тех, которые преобладают в данном описании, где я намеренно объяснял, что мне не понравилось.
Я всегда, и в этот раз тоже благодарен, тому, кто даёт мне и моей семье возможность отдыхать и путешествовать.
привет, Илюха. да, тоже очень интересно. но сейчас в Финляндию просто так не съездишь. потому что санкции. да, помоему я тебе уже рассказывал эту историю, которую я наблюдал, когда был в Питере на вокзале и ждал электричку в Выборг. я купил билеты а за мной в кассу стояла женщина. когда дошла её очередь, она сказала. мне пожалуйста билет до Хельсинки. ей сказали, что сейчас Санкции. она что этого не знает? а поезд Лев Толстой наверно уже не ходит.
сейчас даже не знаю, можно ли по суше добраться до финнов
привет, Илюха. да, что касается Финляндии, то поезд Лев Толстой наверно там уже тоже не ходит. да мне кажется был в основном для наших туристов.
привет, Илюха. я забыл спросить, с кем ты был в Финляндии, может с Серёгой , Юрой или Кириллом, или с семьёй? интересно, как ты общался с финами, может быть даже по-русски, или по-английски?и
привет, в тот раз с семьёй
был там с семьёй, с финнами общался на английском